Старая версия официального сайта Уральского государственного университета физической культуры в г. Челябинске

Версия будет существовать до полного переноса всей информации на новый сайт

uralgufk.ru

   Прошлогодние новости УралГУФК    Телефонный справочник    Новости    Адреса    Обратная связь    Карта сайта   
 

Новости за 2008 год — Отношение подростков к здоровью

Александр Федоров
кандидат педагогических наук, доцент,
ответственный исполнитель международного проекта
«Health Behaviour in School-aged Children»
в Уральском федеральном округе


Введение. Формирование у человека культуры здоровья и здорового стиля жизни является сложной социальной, психологической и педагогической проблемой, успешное решение которой зависит от множества факторов. Решение этой проблемы очень важно для любого человека, но особую значимость она имеет для подростков. Современные подростки представляют собой основной потенциал трудового и популяционного ресурсов нашей страны, от «качества» которого зависит будущее как отдельного человека, так и нации в целом.
В то же время следует отметить, что для современных подростков характерно проявление негативных тенденций в состоянии здоровья. Так, за период с 1992 по 2002 годы общая заболеваемость детей и подростков увеличилась на 55% (у взрослого населения — на 26%). Максимальные темпы прироста отмечены по болезням костно-мышечной системы — в 3,8 раза (у взрослых — в 1,3 раза), болезням эндокринной системы — в 3,2 раза (у взрослых — в 1,6 раза), болезням репродуктивной сферы — в 3,1 раза (у взрослых — в 1,8 раза). В структуре общей заболеваемости подростков первое место занимают болезни органов дыхания, доля которых составляет 44,7%, на втором месте находятся болезни нервной системы и органов чувств (12,7%). В последние годы значительно возросло число болезней эндокринной и мочеполовой систем, значимость которых для подростков особенно велика в связи с их влиянием на становление репродуктивной функции организма. Результаты сравнительного анализа показателей заболеваемости взрослых с аналогичными показателями у детей и подростков свидетельствует о том, что у подростков во всех возрастных группах темпы прироста показателей заболеваемости значительно выше, чем у взрослых. Это характеризует большую вероятность осуществления неблагоприятного прогноза здоровья населения России на ближайшее десятилетие.
Поведение подростков в сфере здоровья и их отношение к своему здоровью формируется под влиянием пяти основных социальных институтов, к которым относятся семья, школа, система здравоохранения, средства массовой информации и государство. В исследовании рассматривается роль института школы в решении проблемы формирования у подростков культуры здоровья и здорового стиля жизни.

Современная общеобразовательная школа как социальный институт переживает очень сложный период реформирования. В настоящее время перед школой стоят задачи модернизации образовательной системы и создания механизма устойчивого развития системы школьного образования, обеспечения гарантий доступности образования, создание условий для повышения его качества. Проблема здоровья детей и подростков как бы уходит на второй план, и это притом, что подростки проводят в школе очень важные для всей своей последующей жизни годы.
В контексте формирования у подростков культуры здоровья и здорового стиля жизни наиболее существенными компонентами школьной образовательной системы являются: организация учебно-воспитательного процесса; обеспечение правильного питания школьников; организация физического воспитания; валеологическое образование, ориентированное на формирование у подростков позитивного отношения к своему здоровью; психологическое сопровождение образовательного процесса; борьба с девиантными формами поведения.

В ходе исследования нами предпринята попытка изучить особенности влияния общеобразовательной школы на формирование у подростков культуры здоровья, здорового стиля жизни и позитивного отношения к своему здоровью в гендерном аспекте. Под гендером понимается социальный пол человека, который характеризует особенности социальных функций мужчины и женщины. Гендер формируется в процессе социализации личности и включает в себя психологические, социальные и культурные различия между мужчинами и женщинами, юношами и девушками.

Несмотря на достаточно большое количество исследований, посвященных проблеме изучения особенностей здоровья подростков, выявлению гендерных различий поведения подростков в сфере здоровья уделялось недостаточное внимание. Это определяет актуальность настоящего исследования.

Цель исследования — изучение гендерных особенностей влияния общеобразовательной школы на формирование у подростков культуры здоровья, здорового стиля жизни и позитивного отношения к своему здоровью.

Исследование проводилось в феврале-марте 2006 года на базе восьми школ г. Челябинска (n=1442) в рамках международной научной программы «Health Behaviour in School-aged Children» («Здоровье и поведение школьников») и носило характер массового опроса в форме анкетирования. В ходе исследования использовалась специально разработанная анкета, которая включала 69 вопросов (для учащихся шестых и восьмых классов) и 82 вопроса (для учащихся десятых классов). Все вопросы анкеты были условно объединены в нескольких смысловых блоков: питание, физическая активность, позитивное здоровье, культура семьи, культура сверстников, поведенческий риск, вредные привычки.

Анализ состояния проблемы исследования в теории и практике


Ведущей целью современной системы школьного образования является становление личности, создание условий для всестороннего и гармоничного развития подростков и ее главного потенциала — здоровья. В контексте личностно ориентированной парадигмы образования здоровье рассматривается как высшая человеческая ценность. Более того, высокий уровень здоровья обусловливает возможность освоения подростками общечеловеческих культурных ценностей и является основой для становления личности.

В последние годы в современной школе происходят значительные изменения, связанные с реформированием отечественной системы образования. Перед российской системой школьного образования стоят задачи обновления содержания образования, пересмотра программ обучения, улучшения материально-технической базы, обеспечение педагогам социальных гарантий и т.п.
Необходимость первоочередного решение различных задач социального, материально-технического и организационного характера как бы «отодвигают» вопросы сохранения и укрепления здоровья подростков на второй план. При этом следует отметить, что в школе ребенок проводит очень важные для его развития годы. Современная школа не имеет целостной концепции сохранения и укрепления здоровья подростков, воспитания у них осознанного отношения к своему собственному здоровью и соответствующих знаний, умений и навыков для поддержания здоровья.

Многие специалисты связывают повышенную распространенность среди школьников таких нарушения состояния здоровья, как близорукость, нарушения осанки, плоскостопие, неврастения и анемия, с неблагоприятными факторами внутришкольной среды и называют их «школьными болезнями».

Многие исследователи отмечают, что низкий уровень здоровья подростков объясняется недостаточной социальной защищенностью детей и большими затратами сил организма для выполнения школьной учебной нагрузки.

В частности, по данным Министерства образования Российской Федерации, среди причин, влияющих на здоровье школьников, 21% составляют факторы внутришкольной среды. В настоящее время нерешенными остаются проблемы перегруженности учащихся основными и дополнительными занятиями, неоправданной интенсификацией обучения, несоответствия уровня освещенности, мебели и оборудования санитарно-гигиеническим нормам. По мнению И.В.Журавлевой (2006), современная школа не в состоянии обеспечить образовательный, воспитательный и оздоровительный процессы на необходимом уровне качества.

В настоящее время актуализируется потребность в поиске новых способов организации образовательного процесса, определяющего здоровье школьника как цель, объект и результат деятельности общеобразовательной школы. По мнению многих исследователей, общеобразовательная школа является идеальным местом формирования у подростков здорового стиля жизни и реализации оздоровительных и образовательных программ.
В связи с вышеизложенным изучение особенностей влияния внутришкольной среды на здоровье подростков с учетом гендерных различий представляет собой актуальную научную проблему.

Компоненты здоровьесберегающей среды
общеобразовательной школы


Наиболее важными компонентами внутришкольной среды для сохранения и укрепления здоровья подростков являются: организация учебно-воспитательного процесса, организация питания, физическое воспитание, валеологическое образование школьников, психологическое сопровождение учебного процесса, борьба с девиантными формами поведения. Каждый из выделенных компонентов внутришкольной среды по-разному влияет на здоровье подростков, но в целом они оказывают существенное влияние на организм ребенка.

Организация учебно-воспитательного процесса. К сожалению, современная общеобразовательная школа не в силах решить задачи оздоровления детей и подростков в традиционных рамках организации образовательного процесса. Так, для школы характерен подход к организации учебно-воспитательного процесса (например, составление расписания учебных занятий) в соответствии с дисциплинарной моделью обучения, по принципу «удобно для учителя», а не «хорошо для учащихся». Знаниево ориентированная парадигма школьного образования, когда идет своеобразная гонка за знаниями (объем которых постоянно возрастает), привела к тому, что учебные нагрузки перестали нормироваться и контролироваться.

По данным ранее проведенных исследований даже обычная образовательная программа в настоящее время под силу лишь одной трети учащихся, а сочетание избыточной умственной нагрузки и недостаточного уровня физической активности способствует нанесению значительного ущерба здоровья школьников. Так, специалистами НИИ гигиены и профилактики заболеваний детей, подростков и молодежи установлено, что около 90% школьников имеют отклонения в состоянии физического и психического здоровья. За период обучения в школе с первого по девятый класс число здоровых детей уменьшается примерно в четыре раза; количество детей, страдающих близорукостью, увеличивается до 50%; нарушения осанки диагностируются у 65% детей, а нервно-психические расстройства — у 40% школьников. Чрезмерные нагрузки, связанные с выполнением учебной деятельности в современной школе, способствуют возникновению хронических заболеваний у каждого второго ребенка.

Обеспечение правильного питания в школе. В целом организация питания в школе характеризуется своей неупорядоченностью. С одной стороны, в последние годы во многих регионах страны осуществляются специальные программы по организации рационального питания в школе (бесплатное питание для детей из многодетных семей, организация горячего питания и т.п.). С другой стороны, питание подростков является несбалансированным, при удовлетворительной энергетической обеспеченности наблюдается дефицит белков животного происхождения, витаминов, минеральных элементов. В содержании питания наблюдается дефицит мяса, яиц, рыбы, свежих овощей и фруктов, и в то же время избыток хлебобулочных и макаронных изделий, полисахаридов. Практически полностью отсутствует дифференциация рационов питания по возрастным группам подростков. При такой организации питания в школе трудно говорить о здоровье подростков и его сохранении и укреплении.

Организация физического воспитания. Физическое воспитание в школе и его организация приобретают особую значимость в связи с низким уровнем физического развития и физической подготовленности современных школьников. Значительная часть не имеет сформированной потребности в регулярной физической активности. Для большинства общеобразовательных школ продолжают оставаться актуальными такие проблемы, как недостаточная материально-техническая база для развития физической культуры, дефицит профессиональных кадров, низкий уровень организационного и методического обеспечения предмета «Физическая культура». Все это в целом препятствует решению задач по оздоровлению подростков на основе использования средств физического воспитания, укрепления здоровья школьников и формирования у них здорового стиля жизни. В ходе исследования установлено, что в целом для девочек и девушек характерен более низкий уровень физической активности, чем для мальчиков и юношей того же возраста. Так, 64,8; 65,0 и 67,3% девочек и девушек 11, 13 и 15 лет соответственно занимаются физическими упражнениями недостаточно часто (1-2 раза в неделю и реже). Это не позволяет добиться развивающего (тренирующего) эффекта занятий физическими упражнениями. Процентное отношение мальчиков и юношей соответствующего возраста, которые занимаются физическим упражнениями недостаточно часто, составляет 44,7, 44,6 и 53,9%.

Валеологическое образование школьников. Важным направлением формирования у подростков культуры здоровья и самосохранительного поведения является валеологического образование, которое может быть реализовано различными путями. В середине 90-х годов ХХ века в школьную программу был введен учебный предмет «Валеология», в ряде высших учебных заведений осуществлялась подготовка специалистов по валеологии, однако в дальнейшем по различным причинам образовательная область «Валеология» была выведена из перечня специальностей, а работа по осуществлению валеологической деятельности в школах была свернута. Следует отметить, что проблема формирования у подростков позитивного отношения к своему здоровью является сложной и междисциплинарной проблемой, должна осуществляться по нескольким «каналам», а начинать формирование отношения к здоровью необходимо в более раннем возрасте (с 9-10 лет), чем это осуществляется в настоящее время (13-15 лет).

Психологическое сопровождение образовательного процесса. В последние годы во многих общеобразовательных школах в штатном расписании удалось сохранить ставки психологов. Однако те задачи, которые стоят перед ними, им явно не под силу. В лучшем случае психологам удается наладить работу по психодиагностике или работу с явно «запущенными» детьми, что же касается организации системной коррекционной работы с подростками, нуждающимися в психологической помощи, то это в большинстве случаев остается нерешенным.


Борьба с девиантными формами поведения. К девиантным формам поведения подростков принято относить табакокурение, употребление алкогольных напитков, наркотических средств, агрессивное поведение и ранний секс. Установлено, что к 15 годам около 60% подростков пробовали курить (57,9% юношей и 56,8% девушек), а 20,8% юношей и 12,4% девушек курят ежедневно. К 15-летнему возрасту практически все подростки пробовали алкогольные напитки; около половины подростков хотя бы раз испытывали чувство алкогольного опьянения, а 12,9% юношей и 3,8% девушек бывали по-настоящему пьяными более десяти раз. В последние годы большое количество подростков приобщается к употреблению наркотиков, существует даже определенная молодежная мода. Подростки не осознают угрозы, связанные с употребление наркотиков. Так, около 60-65% 15-летних подростков считают, что «употребление слабых наркотиков безвредно для здоровья».

Заключение. На основе анализа основных результатов проведенного исследования сформулированы следующие выводы:
    1. Формирование у человека культуры здоровья и здорового стиля жизни является сложной социальной, психологической и педагогической проблемой, успешное решение которой зависит от множества факторов.
    2. Одним из социальных институтов, оказывающих влияние на образ и стиль жизни подростков, на формирование у них культуры здоровья является школа. Однако в сложных условиях реформирования системы образования школа не справляется с решением задач по формированию у подростков самосохранительного поведения, культуры здоровья и здорового стиля жизни.


Просмотреть галерею графиков исследований в области поведения подростков
20 Февраля 2008

Анонсы за последние 30 суток \ Архив

Архив публикаций




Изделия фирмы «Mueller»
12. 02. 2008

Л.М. Куликов: «Светлана Ишмуратова окончила УралГУФК с красным дипломом.»
19. 04. 2006

Новоселов - История спорта на южном урале
14. 11. 2009

 

 >Олимпийская сессия


 >Абитуриенту


 >ЕГЭ


 >Конференция


 >Конференция


 >Работа с молодежью

 >Конференция


 >Юбилей УралГУФК

 УралГУФК

Поздравления с Новым Годом

Дни рождения в апреле

 УралГУФК


Заочное отделение



Научно-Исследовательский Институт Олимпийского Спорта

 Высшая школа тренеров по хоккею




  • Культурно-досуговый центр УралГУФК
  • Культурная и общественная жизнь

  • Спортивная слава университета

  • Государственный диплом
  • Виртуальный тур
  • Расписание занятий
  • Расписание сессии 6 курса
  • Газета «СТАРТ»
     УралГУФК


     УралГУФК


    Товары спортивно-медицинского назначения
    Изделия фирмы «Mueller»
    12. 02. 2008

    Л.М. Куликов: «Светлана Ишмуратова окончила УралГУФК с красным дипломом.»
    19. 04. 2006

    Новоселов - История спорта на южном урале
    14. 11. 2009

  •  

    Уральский Государственный Университет Физической Культуры - высшее образование от психологического до юридического © 2004 - 2010 Яндекс цитирования Образование в Челябинске Разработка Интернет-Холдинга РБ1 Семинары в Челябинске Для печати | ↑Вверх |